православные песни

 
Архиепископ Иоанникий (1795-1819) – первый архиерей Подольской епархии
Архиепископ Иоанникий (1795-1819) – первый архиерей Подольской епархии

 

Первым архиереем новоучрежденной (12-го апреля 1795 года) православной епархии в Подолии был преосвященный Иоанникий, из московских архимандритов. Он почитается устроителем новооткрытой епархии и первым её просветителем.

Преосвященный Иоанникий окончил курс Киевской Духовной Академии, затем состоял преподавателем Смоленской семинарии, потом законоучителем Сухопутного кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. Отсюда вызван Тамбовским епископом Феодосием в 1779 г. в Тамбов для устроительства семинарии. Был ректором, образовал в семинарии полный учебный курс.

Отмеченный званием архимандрита, Иоанникий управлял несколькими монастырями: в Чернигове, Нижнем Новгороде и Москве. Состоя настоятелем Московского Донского монастыря, был членом местной Синодальной конторы. Отсюда посвящен во епископа Брацлавского и Подольского 13 мая 1795 года и управлял Подолией без малого двадцать четыре года.

Много труда предстояло понести первому архипастырю Подолии. Он здесь не нашел ни консистории, ни семинарии, ни училищ. Имел он только перед глазами толпы загнанного и обнищавшего народа да уни женное и угнетенное православное духовенство, находившееся в полнейшей зависимости от панов-поляков. Всё нужно было ему созидать, благоустраивать, возрождать, обновлять и приспосабливать.

Преосвященному Иоанникию назначено было жить в Каменце, но он застал отведенные ему покои в бывшем францисканском монастыре неприготовленными, поэтому поселился в Шаргороде в Св.-Николаевском монастыре, откуда около четырех лет управлял епархией. Отсюда и вышли первые его распоряжения по епархиальному управлению: об учреждении консистории, семинарии, духовных правлений и проч.

По прибытии в Подолию преосвященный Иоанникий избрал первыми присутствующими в консистории шаргородского архимандрита Ефрема и протоиерея Кирилла Молявку-Тарасевича и дал в октябре приказ детям священников и причетников подавать прошения об определении в консисторию. В начале декабря 1795 года консистория открыла свою деятельность.

В следующем, 1796 году, духовные правления открыты были в 13-ти городах Подольской губернии: Брацлаве, Каменце, Виннице, Литине, Ямполе, Гайсине, Ушице, Проскурове, Летичеве, Хмельнике, Городке, Вербовце и Бершади.

По учреждении духовных правлений преосвященный Иоанникий разделил епархию на благочиннические округа, учредил благочинных. Согласно данному в консистории по этому поводу предложению, было составлено распоряжение о собрании духовенства, избраны кандидаты из среды уважаемых духовных лиц на должности благочинных, а также – духовников и депутатов. Акты об избрании на эти должности, за собственноручными подписями избирателей, были представлены через духовные правления на благоусмотрение Владыки, который и утвердил их. Выборные, по распоряжению архипастыря, лично представлялись ему, причем в кон си с тории они давали подписки в тщательном исполнении возлагаемых на них обязанностей и получали инструкцию о том, как они должны проходить свою должность.

Первая семинария была основана Владыкой в 1797 г. в Шаргороде при мужском монастыре: сначала – два низших класса, а в 1803 году – последний богословский класс. Первыми учителями как Шаргородской, так впоследствии и Каменецкой семинарии были воспитанники Киевской академии, большей частью из местных уроженцев, знавшие нравственное состояние народа и его недостатки, дух и характер воспитанников, поэтому могущие при нести наибольшую пользу.

С переходом из Шаргорода в Каменец (1799 г.), преосвященный Иоанникий старался перевести и семинарию. В 1806 году высший богословский класс был переведен в Каменец; через два года (1808 г.) – семинария была уже полной.

По переводе семинарии из Шаргорода здесь осталось низшее отделение семинарии, занявшее те же помещения при Свято - Николаевском монастыре. В 1817 году отделение было переименовано в духовное училище. Это училище существовало здесь около трех четвертей века, пока в 1894 году не было переведено в Тывров.

В 1814 году преосвященный Иоанникий открыл духовное училище в Привороте, на архиерейской даче, которое содержал на личные средства. Это училище состояло из двух классов, под управлением смотрителя, и предна значалось исключительно для воспитания сирот священно - церковнослужительских. Ближайшая цель его, по преданию, состояла в подготовке учителей для церковных школ. Такие школы существовали в помещениях дьячков, каковые помещения и до сих пор в приходах называются школами, а дьячки-учителя обыкновенно носили тогда громкие названия – «бакаляров», как простой народ величал псаломщиков.

В1795 году в Брацлавской епархии было 2048 приходов с 1865 священниками. С отчислением некоторых частей епархии к Киевской, а других – к Волынской, в 1796 году осталось 1457 приходов с таким же количеством священства. Большая часть этого духовенства была в низших церковно-служительских должностях, из окончивших базилианские школы или же прошедших подготовительную школу в каком-либо православном монастыре или при какой-нибудь церкви. Многие из этих священников получили посвящение от молдавских архиереев, некоторые – в Переславле и Киеве или же в Подолии от заезжих архипастырей.

Владыка вызвал всех священников. У кого оказывались грамоты законные, те получали усыно вительные свидетельства от имени преосвященного Иоанникия и воз вращались к своим приходам. Таким образом преосвященный Иоанникий проверил полномочия духовенства к строительству Таин Божиих.

Преосвященный Иоанникий требовал от пастырей снисхождения в отношении к низшим членам причта – диаконам и дьячкам, а от причетников – почтения и повиновения своим настоятелям, а также исполнения всех распоряжений по приходу. В отношении к прихожанам требовал от священников быть истинными пастырями, следить за нравственным состоянием вверенного словесного стада, искоренять суеверия и остатки унии, просвещать, учить молитвам и заповедям взрослых в храмах, а детей – в школах, побуждать их к исполнению с должной подготовкой христианского долга исповеди и Святого Причастия.

Приходские священники содержались от земли, данной для церкви помещиками. К сожалению, эти земли часто переменялись на худшие, отнимались ранее принадлежавшие церкви хутора, леса, сенокосы, пруды и проч. Помещики не давали рабочих для обработки церковной земли и не разрешали крепостным помогать в полевых работах православным пастырям, запрещая прихожанам в то же время и платить за исправление треб более положенного по таксе, которая была очень незначительна и не могла обеспечить быт духовенства. Так всячески притеснялись духовные пастыри, особенно – перешедшие из унии: помещики считали их своими врагами. При таком положении дел многие православные пастыри должны были сами исполнять сельскохозяйственные работы: пахать, косить, молотить и проч. Занятые этими работами, они мало могли уделить времени на исполнение обязанностей своего звания. Не имели даже возможности воспитывать и просвещать своих детей. Не получив образования, из-за бедности не давали его и детям: не могли покрыть расходы на обучение.

Несмотря на существование семинарии и при всегдашнем обилии праздных священнических мест, трудно и даже невозможно было их замещать окончившими семинарию: из-за незавидного обеспечения и тяжелого положения священства не все семинари сты шли служить на приходы.

Положение православного населения, подчиненного помещикам-полякам, сделалось особенно тяжелым в царствование государей Павла І и Александра І, во времена значительных послаблений для поляков и римо-католиков. Один из тогдашних католических бискупов каменецких (Мацкевич, в 1814 году) при посвящении во епископа дал Папе клятву: «Преследовать всех тех, которые не находятся в недрах Римской Церкви и не признают главенства Папы». Такой бискуп и все подчиненные ему католики не могли не преследовать православный народ за его веру, усиливая гнет. Так как гражданские чиновники тогда были большей частью из поляков, то, естественно, они всячески покровительствовали совращенцам и защищали ксендзов и униатских священников от заслуженной по закону кары. Тогда униатские монахи - базилиане в костелах отправляли на славянском языке службу, таким образом пытаясь совратить православных в унию. К сожалению, в сельских приходах было много переходов в унию и католичество.

Всю жизнь свою в Подолии преосвященный Иоанникий провел в тяжелых трудах по благоустроению и просвещению вверенной ему паствы, в борьбе за попираемые права Православия. Предание рисует личность преосвященного Иоанникия самыми светлыми чертами: насколько был он строг к себе, настолько добр и снисходителен к другим, а особенно сострадателен к вдовам и сиротам. В делах точен и исполнителен, в обращении прост и кроток, в жизни истинно благочестив. Умер архипастырь Иоанникий в преклонном возрасте, на 78 году жизни, и погребен в Иоанно-Предтеченской церкви, бывшем кафедральном соборе.

На надгробной надписи справедливо сказано о первом архиерее Подольском следующее: «Сей ревностный ко благу паствы, деятельный пастырь, полезный Отечеству и Церкви, достопамятный ревностию к преобразованию в православие Подольской епархии, покровительством сирых и вдов, благоучреждением семинарии... скончался 7 февраля 1819 года».

Протоиерей Алексий Иродов
Газетa «Одигитрия»

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет