православные песни

 
Архиепископ Кирилл (Платонов-Богословский) (с 1832 по 1841)
ПОДОЛЬСКИЕ АРХИПАСТЫРИ

 

Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета (1895 г.)

АРХИЕПИСКОП КИРИЛЛ (ПЛАТОНОВ-БОГОСЛОВСКИЙ) (с 1832 по 1841)

 

После преосвященного Ксенофонта четвертым архиереем в Подолию был назначен преосвященный Кирилл, по происхождению – москвич, человек ученый, знаменитый проповедник, бывший ректором Московской академии, потом викарий Московский, затем епископ Вятский, наконец, архипастырь Подольский.

В Подолии он заметил полнейшее преобладание латинства везде и во всем. Это господство чуждого народу вероисповедания проявлялось прежде всего в частых совращениях православного народа в унию и латинство, потом – в побуждении панами крестьян работать в праздничные и воскресные дни с целью отвлечения их от церкви; наконец – в полном порабощении не только народа, но и его пастырей.

Прежде всего преосвященный Кирилл обратил свое внимание на совращенцев, и принятые им меры привели к тому, что число совращений значительно уменьшилось.

В это же время благодаря архипастырской попечительности преосвященного Кирилла и оставшиеся еще неприсоединенными униаты воссоединились с Православной Церковью. Это дело совершилось по предначертаниям главного деятеля по воссоединению униатов в 1839 г. архипастыря Литовского Иосифа Симашки, с которым и состоял в постоянном общении по сему делу преосвященный Кирилл. По распоряжению Подольского архипастыря затребованы были сведения о том, сколько в каком уезде есть униатов. Когда они были представлены, то преосвященный Кирилл усмотрел, что в некоторых уездах совсем нет униатов, а в других их весьма немного. Всем им предложено было воссоединиться, и они не замедлили с присоединением. Барский базилианский монастырь и Каменецкая униатская Св.-Николаевская церковь тоже были присоединены к православию. Таким образом, мирно совершилось воссоединение в 1839 году последних бывших в Подолии униатов, и прекратила свое существование уния с Римской Церковью, которая принесла столько несчастий православному населению Подолии.

Преосвященный Кирилл заботливо относился ко всем нуждам управляемой им подольской паствы, начиная с приходских церквей. Он обратился в Священный Синод с особым ходатайством о том, чтобы на строительство новых и исправление старых храмов отпущена была особая сумма в дополнение к местным средствам. В 1831 г. последовал высочайший указ на имя генерал-губернатора, в котором упоминалось о высочайшем повелении министру финансов приступить к сооружению в казенных имениях каменных церквей за счет казны. Причем давалось приказание пригласить всех, как русских помещиков православной веры, так и польских владельцев католического вероисповедания, к исправлению старых церквей и построек новых.

Благоустрояя церкви, преос вященный Кирилл особенно заботился о том, чтобы чин церковно-богослужебный в Подолии соответствовал преданиям и обычаям Восточной Церкви. В некоторых церквях были постепенно уничтожены священные католические изображения и боковые униатские престолы.

Не оставлял архипастырь без своей благопопечительности и тогдашнее тяжелое положение православного духовенства. Главный доход тогда получался духовенством с земли, а земля церковная часто переменялась помещиками на худшую или совсем отнималась.

Преосвященный Кирилл потребовал самых подробных сведений касательно перемененных и отнятых панами церковных угодий, т.е. о хуторах, сенокосах, прудах, землях и проч. При исполнении этого архипастырского распоряжения оказалось, что некоторые документы на церковные земли затеряны и таким образом утрачены права церкви на владение землями или другими угодьями. Во избежание на будущее время таких убытков для церквей преосвященный Кирилл сделал по епархии распоряжение, чтобы все документы, определяющие имущественные права церкви, вносились бы в церковную опись и ежегодно показывались в клировых ведомостях.

Кроме земли, вторым источником доходов духовенства была издавна узаконенная плата за требы, которая в то время была слишком незначительна, и духовенство, получая ее, очень бедствовало. Поэтому преосвященный Кирилл ходатайствовал перед Св. Синодом, чтобы эту плату увеличить сообразно изменившимся условиям жизни или же установить, чтобы крестьяне за требы, совершаемые священником, обрабатывали ему известный участок церковного поля подобно тому, как они работают на ксендзов и панов, так как им работать легче по привычке, чем заплатить самую незначительную плату за требу. Кроме этого, преосвященный Кирилл ходатайствовал, чтобы в беднейшие приходы назначено было пособие от казны, каковое ходатайство и удовлетворено, хотя и в меньшем размере, чем испрашивалось; вместо 81 тысячи испрашиваемого пособия Священный Синод отпустил только 24.300 руб.

В целях улучшения быта пра вославного духовенства преосвященный Кирилл первый из архипастырей Подольских признал необходимым устройство в приходах церковных домов. Он старался обязать помещиков и прихожан устроять новые или приобретать покупкой домостроительства, переходивших в другие приходы, и эта мера с течением времени нашла приложение во всех приходах Подолии, так что появились церковные домостроительства.

Преосвященный Кирилл заботился не только о том, чтобы благоустроить внешний быт православного духовенства, но имел попечение и о его умственном и нравственном возвышении. Для достижения этого он обращал особенное внимание на рассадники духовного просвещения в Подолии: духовные училища и семинарию. Считая недостаточным для получения низшего образования два существовавших училища – в Каменце и Приворотье, он открыл еще двухклассные училища в м. Крутых и м. Дунаевцах. К семинарии он всегда относился с отеческой заботливостью: часто посещал ее, входил во все подробности быта как наставников, так и учеников; тех и других приближал к себе, часто приглашая первых на ученые беседы, а вторых – для испытания в познаниях; хлопотал об увеличении содержания учителям. При преосвященном Кирилле изучение наук для учеников облегчено было тем, что введено преподавание на русском языке вместо латинского.

Чтобы поднять образованность всего духовенства, преосвященный Кирилл особенно отличал ученых священников, предоставляя им лучшие приходы; даже писал в Св. Синод, что в Подолии могут быть предоставлены хорошо обеспеченные места лицам с высшим образованием.

Преосвященный Кирилл обратил внимание и на деятельность консистории, делопроизводство которой значительно облегчал своими резолюциями, в которых точно и ясно выражалась воля владыки, приводимая в исполнение обыкновенно без «справок» и «проволочек».

Будучи от природы добр и тих, преосвященный Кирилл не любил ни тяжб, ни людей тяжущихся. Когда ему удавалось помирить врагов, имевших в консистории дела, то такой день он считал лучшим в своей жизни. При всяком удобном случае этот архипастырь любил внушать духовенству мир и любовь. «Кирилл всех мирил», – говорит составленная о нем поговорка. Показывая положение православных пастырей в Подолии в связи с наличием большого количества иноверцев, говорил он: «Знайте, что всякий шаг ваш назирают католики и евреи». Пастырям здешней епархии преимущественно перед прочими нужно руководиться в своей деятельности словами Спасителя: «Будьте мудри яко змии и цели яко голубие».

В 1840 году преосвященный Кирилл был вызван в Петербург для присутствования в Св. Синоде. Покорный воле начальства, болезненный архипастырь выехал в столицу, сопровождаемый слезами своих почитателей. На границе Подольской епархии преосвященный долго беседовал с сопровождавшими его о «границах жизни человеческой». Наконец, обратившись к Подольской земле, поднял руку и благословил её, говоря: «Призри с небеси Боже и виждь и посети виноград Подольския паствы, его же насади десница Твоя! Прощай любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более!». Опасения архипастыря оправдались: в следующем 1841 году 28 марта, в Великую пятницу, скончался в Санкт-Петербурге незабвенный для Подолии высокопреосвященнейший Кирилл. Прах его покоится в Николаевской церкви Александро-Невской Лавры.

Протоиерей Алексий ИРОДОВ
Газета «Одигитрия» №66

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет