православные песни

 
Архиепископ Леонтий (Лебединский) (с 1863 по 1874гг.)

Архиепископ Леонтий (Лебединский) (с 1863 по 1874рр.)

Девятым архипастырем Подольским был архиепископ Леонтий, управлявший Подольской паствой около 11 лет.

Преосвященный Леонтий, уроженец Воронежской губернии, воспитанник Санкт-Петербургской академии, проходил последовательно должности: преподавателя Санкт-Петербургской семинарии, инспектора Киевской семинарии, профессора и инспектора Киевской академии, ректора трех семинарий: Владимирской, Новгородской и Санкт-Петербургской. В 1860 году был рукоположен во епископа Ревельского, столичного викария, а в 1863 году 20 декабря – во епископа Подольского.

В 1873 возведен в сан архиепископа. Год спустя – 2 октября 1874 года – был перемещен на Херсонскую кафедру, а еще через год – в Холмско-Варшавскую, которой управлял 16 лет, пока не возведен был в сан митрополита Московского, в каковом звании скоро и скончался (1 августа 1893 года, погребен в Московском Успенском соборе).

Прибыв на Подолию, преосвященный Леонтий сразу обратил свое внимание на благоустроение духовно-учебных заведений. Он принял настойчивые меры к скорейшему окончанию постройки новых семинарских зданий, начатых еще при преосвященном Иринархе, и уже 26 сентября 1865 года освятил устроенную здесь домовую церковь. Для общежития своекоштных воспитанников на епархиальные средства при семинарии было устроено новое двухэтажное здание.

Устрояя быт семинарии, преосвященный Леонтий заботился и о лучшей постановке просветительных учреждений в учебном и нравственном отношениях. Архипастырь потребовал, чтобы каждый из воспитанников на экзаменах отвечал по каждому предмету, чем окончательно уничтожил старинный обычай, по которому на испытания являлись не все ученики, а явившиеся спрашивались только по главным предметам, а по второстепенным лишь некоторые, изучившие эти предметы. Сам архипастырь весьма часто посещал семинарию и некоторое время даже преподавал одну из богословских наук.

Обращено было внимание на сочинения, и лучшие из них, особенно проповеди, представлялись на рассмотрение владыки. Для развития вкуса в церковной живописи заведен был при семинарии класс живописи, для укрепления здоровья учеников – введено преподавание гимнастики. Учреждена была ученическая библиотека, в которую архипастырь часто жертвовал свои книги. В целом учебно-воспитательная и экономическая часть в семинарии была поставлена на подобающую высоту, так что в 1871 году Учебный комитет при Св. Синоде признал ее усовершенствованной во всех отношениях.

Преосвященный Леонтий высказал свою архипастырскую благопопечительность и о женских духовных училищах. Благодаря его заботливости и денежным пожертвованиям в 1864 году в Каменце открылось женское училище для воспитания дочерей священнослужительских. Этому училищу он и впоследствии благотворил, когда выбыл из епархии, пожертвовав на стипендии 1.000 рублей. В 1864 году в Тульчине было устроено еще одно духовное женское училище. Появилось оно по инициативе протоиерея В.В. Гречулевича (впоследствии епископа Могилевского) на собранные им средства. Вначале это училище было частное, а в 1879 году его преобразовали в епархиальное женское училище, с правами однородных с ним училищ, открываемых на средства казны.

При преосвященном Леонтии духовенство совершенно освободилось от унизительной зависимости своей от панов-католиков, так как к этому времени быт духовенства благоустроился. В 1865 г. назначено содержание духовенству на счет 65-ти тысяч, отпущенных в пособие ему из процентного сбора с помещичьих имений; к концу же 60-х годов причтам юго-западного края увеличено содержание: сельским священникам назначено до 300 руб., а городским – по 400 руб. жалования; псаломщикам по 100 руб., а дьячкам по 50 руб.

По воле преосвященного Леонтия, на приходах были возобновлены церковные библиотеки и заведены по округам окружные благочиннические книгохранилища. Кроме этого, владыка издал распоряжение о заведении при церквах летописей, в которых своевременно помещались все выдающиеся события приходской жизни.

При обозрении епархии, которое совершалось ежегодно, преосвященный Леонтий, заметив в церквах некоторые остатки унии и ревнуя о чистоте православия, сделал несколько распоряжений, а именно:

1) чтобы хоругви в церквах были православные, а латинские, на подобие знамен, удалены из употребления;

2) чтобы богослужебные книги все были православные, а не униатские;

3) крещение младенцев должно быть совершаемо через погружение, а не через обливание и для этого в церквах должны быть заведены приличные купели;

4) в церквах должны быть крестики для возложения на крещаемых и продажи желающим;

5) чтобы свечи стеариновые ни в каком случае не употреблялись в церкви, а непременно восковые.

В руководство управления приходами архипастырь постоянно проводил мысль, что сила пастырского влияния заключается в нравственной связи между пастырями и пасомыми. Где есть эта связь, там благотворное влияние священника на прихожан обеспечено вполне; где нет ее, там священник пользы приходу принести не может. Вообще преосвященный Леонтий требовал от пастыря, чтобы он был образцом для своих прихожан во всех отношениях.

Осуществление той же мысли о нравственной связи между членами Церкви Христовой хотел видеть архипастырь и во взаимных отношениях пастырей, и в отношении их к окружным благочинным. Руководствуясь убеждением, что духовенству ближе известны кандидаты для должности благочинного, преосвященный Леонтий допустил выборы благочинных духовенством и вводил эту меру постепенно по мере открытия благочиннических вакансий, давая всякий раз от себя особое разрешение на избрание благочинного.

Для престарелых, вышедших за штат священнослужителей, их вдов и сирот преосвященный Леонтий много добра сделал открытием окружных попечительств, а также учреждением эмеритальной кассы. Окружные попечительства поддерживали существование многих сотен сирот духовного звания. Эмеритальная касса имела в 1895 г. более чем полумиллионный капитал, на проценты которого содержались тысячи неимущих духовных сирот.

До 60-х годов XIX столетия развитие народного образования в духе православия и русской народности препятствовало крепостное право, зависимость православного народа от владельцев-католиков, которые заводили школы у себя при костелах и кляшторах, с целью совращения православных в латинство. После усмирения последнего польского восстания все подобные школы были закрыты, упразднены были и кляшторы как рассадники мятежного духа, закрыта католическая семинария, словом, расчищено было поле для образования и воспитания народа в духе православия по заветам предков.

Вследствие сего при преосвященном Леонтии, ревностно заботившемся о народном образовании, заведены были русские православные школы во многих приходах. Школы эти явились подмогой Церкви, укреплением Православия и удовлетворением пробудившейся в народе потребности знания. В городах и местечках появились русские народные училища, в больших селах – приходские школы. В этих школах в 1873 году обучалось 17.370 мальчиков и 2.448 девочек. Наконец, к просветительной и благотворительной деятельности призваны были преосвященным Леонтием и монастыри Подолии, хотя большей частью и бедные средствами. Так, для лиц мужского пола открыты были школы грамотности при трех монастырях: Бершадском, Шаргородском и Головчинском, и при первом, кроме того, существовала ремесленная школа и богадельня; для лиц женского пола школы грамоты учреждены при Браиловском и Немировском монастырях, при первом устроена и богадельня для престарелых женщин.

Так ревностно и многоплодно трудился высокопреосвященный Леонтий во благо своей паствы, стараясь поистине быть, по Апостолу, «всем вся, да всяко некия приобрящет и спасет».

Протоиерей Алексий ИРОДОВ
Газета «Одигитрия»

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет