православные песни

 
Епископ Димитрий (Самбикин) (1890-1896)
Епископ Димитрий (Самбикин) (1890-1896)

 

Пятнадцатый Подольский архипастырь преосвященный Димитрий (Самбикин) родился 3 октября 1839 года в семье сельского священника Воронежской губернии. Окончательное образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании которой был приходским священником и преподавателем в родной семинарии.

С 1872 по 1883 годы служил ректором – сначала Тамбовской, а потом Воронежской семинарии. В Тамбове принял монашество и сан архимандрита. 4 января 1887 г. был посвящен во епископа Балахнинского, служил Нижегородским викарием, а 28 октября того же года был назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии. 13 декабря 1890 г. стал самостоятельным духовным правителем в Подолии, а со 2 ноября 1896 года – епископом Тверским и Кашинским. 6 мая 1898 года был возведен в сан архиепископа. 17 марта 1904 г. за выдающиеся учено-литературные труды Советом Санкт-Петербургской академии удостоен ученой степени доктора Церковной истории. 26 марта 1905 г. принял управление Казанской епархией, на благо которой трудился до своей кончины 17 марта 1908 года.

За 9 лет служения в Подольской епархии епископ Димитрий успел сделать очень многое.

Под его руководством в Каменце было открыто древнехранилище (30 января 1890 года), заключавшее в себе библиотеку, архив и вещественные памятники церковной древности.

Благодаря заботе преосвященного владыки в Подолии активно восстанавливались и обновлялись разрушенные церкви (например, пещерная церковь в бывшем Бакотском скальном монастыре и церковь в Лядавской пещере, где, по преданию, подвизался прп. Антоний), были устроены около ста новых церквей, а около трехсот отремонтированы и благолепно украшены.

Много времени епископ Димитрий уделял изучению житий святых, прославившихся в любезном нашем крае и Отечестве. Его перу принадлежит «Месяцеслов святых», который представляет собою душеспасительное чтение для духовных и мирян на каждый день года. В целом владыка оставил после себя богатое литературное наследие – массу статей, монографий, очерков, брошюр, объемных книг и многотомных исследований.

По предложению архипастыря во всех приходах и духовно-учебных заведениях Подолии заведены были синодики для внесения в них имен лиц, чем-либо памятных для прихода и епархии в целом. Известно, что в личный помянник епископа Димитрия вносились имена императоров и императриц, православных архиереев, а также лиц, трудившихся на пользу Православия и народа в прошедшее столетие. В числе поминаемых были и знаменитые уроженцы Подолии: Кирилл ІІ, митрополит Киевский, происходивший из г. Бакоты (Ушицкого уезда), за благочестивую жизнь причисленный к лику святых; Арсений Сатановский, из м. Сатанов Проскуровского уезда, составитель «духовного зерцала»; архимандрит Захария Копыстынский, из Копыстына Летичевского уезда, автор «Палинодии»; известные Герасим с сыном Мелетием Смотрицкие, из Смотрича Каменецкого уезда; ученый Виктор Ладыжинский (из Ладыжина); известный путешественник Василий Барский (из города Бара Могилев. уезда); предки славного Богдана Хмельницкого, происходившие из Хмельника Литинского уезда.

В 1891 и 1893 годах с целью улучшения церковно-приходской жизни, а также духовного и народного образования подолян преосвященным Димитрием были созваны два съезда окружных благочинных. Владыка отечески наставлял священнослужителей касательно необходимости повсеместного введения в подведомственных им приходах внебогослужебных собеседований, общенародного церковного пения, выразительного церковного чтения, открытия вечерних занятий со взрослыми для обучения их молитвам и пению, письму и чтению, повсеместного заведения по приходам в воскресные и праздничные дни служения великой вечерни с чтением акафистов, устройства уличных народных библиотек, ежегодного пополнения окружных, церковных и школьных библиотек, строгого наблюдения за преподаванием закона Божьего в министерских училищах, частого посещения и наблюдения за правильной постановкой учебного дела в церковно-приходских школах, открытия подвижных школ грамотности, возобновления при церквях древних южнорусских братств, для удовлетворения духовным потребностям времени, в видах противодействия штунде и католической пропаганде, оживления благотворительной деятельности приходских попечительств, открытия обществ трезвости и прочего.

Архипастырскими заботами преосвященного Димитрия открылись духовное училище в Тыврове (21 сентября 1893 года), а также одно- и двухклассные (в городе Виннице и местечке Жванце) церковно-приходские школы, были освящены церкви-школы и передвижные школы грамотности. Попечением владыки в епархии отстроили около 200 новых школьных зданий, капитально отремонтировали и значительно расширили главный семинарский корпус, обновили некоторые духовные училища. По благословению архипастыря в селах открылись библиотеки для народного чтения, а также уличные подвижные библиотеки, состоящие из Троицких и воскресных листков. Кроме уже бывших окружных, церковных и школьных библиотек, епископ Димитрий учредил еще Епархиальную библиотеку (1891 г.) в память первого архиерея Подольского Иоанникия, так называемую Иоанникиевскую.

Среди распоряжений владыки, касающихся богослужебных последований, можно выделить «Архипастырское наставление духовенству Подольской епархии пред наступлением праздника Пасхи», в котором владыка изложил подробнейшие указания о том, как именно должен праздноваться (чем предваряться, как сопровождаться и чем оканчиваться) семидневный «праздников праздник», причем от внимания владыки не ускользали как важные, так и второстепенные обстоятельства всех дней Великого торжества. Еще одно распоряжение преосвященного Димитрия касалось встречи Нового года. В то время (как, к сожалению, и в наши дни) наступление Нового года в городах отмечали по-язычески, с бокалами в руках, а в селах – по древнему обычаю: после полуночи, около 3-4-х часов, прихожане собирались в церковь на всенощное бдение, которое продолжалось до утра. Новым архипастырским распоряжением церковная служба Нового года предварялась службой положенного молебна, на который в полночь под Новый год собирался народ и духовенство в свою приходскую церковь, чтобы с молитвой встретить наступление новолетия и испросить себе у Господа великих и богатых милостей на предстоящее лето благости Божией; по молебне совершалось и всенощное бдение по древнему обычаю.

По свидетельству современников, преосвященный Димитрий обладал редким даром слова и необъятной научной эрудицией, разнообразием и богатством дарований, удивительной энергией и смелостью поступков, быстротой и легкостью понимания и большой впечатлительностью. Он был достойным кандидатом в митрополиты, но смерть от крупозного воспаления легких преждевременно угасила этот яркий светильник. Скончался архиепископ Димитрий 17 марта 1908 года в Казани, перед самой кончиной сподобившись таинства Елеосвящения и причастия Святых Христовых Таин.

Газета «Одигитрия»
Протоиерей Алексий Иродов

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет