православные песни

 
Епископ Донат (Бабинский-Соколов) (1887-1890)
Епископ Донат (Бабинский-Соколов) (1887-1890)

 

Четырнадцатым архипастырем подольским был Рижский епископ Донат – один из любвеобильнейших русских архипастырей.

Преосвященный Донат родился в 1828 году в семье сельского священника Смоленской епархии. По окончании семинарского курса был некоторое время священником; потом, овдовев, поступил, по принятии монашества, в Санкт-Петербургскую академию, по окончании которой около двадцати лет работал в Архангельской духовной семинарии. 27 мая 1879 года хиротонисан во епископа Брестского, второго викария Литовской епархии, потом около года был первым викарным той же епархии в звании епископа Ковенского и около пяти лет – епископом Рижским до 1887 года, когда переведен в Подольскую епархию, которой управлял до 13 декабря 1890 года. По возведении в этом году в сан архиепископа преосвященный Донат переведен был в Литву и, по 3-летнем управлении Литовской епархией, назначен в Донскую область, откуда в 1894 году, вследствие болезни, отбыл на покой. 16 апреля 1896 года высокопреосвященнейший Донат отошел ко Господу и был погребен в Николо-Угрешском монастыре.

По свидетельству современников епископ Донат был не столько строгим начальником, сколько добрым, любящим и милующим отцом. Влияние на народ православный путем слова церковного и внебогослужебного, а на иноверцев – доброй христианской жизнью православных он считал одним из самых могущественнейших средств к утверждению в народе православной веры, почему, сам не переставая поучать народ при всяком удобном случае, архипастырь делал много полезных распоряжений по епархии.

В числе этих мер можно указать за окружное послание преосвященного Доната православным христианам Подольской епархии, проживающим в тех селах, где есть сектанты (штундисты). В этом послании владыка предостерегает православных от увлечений всяким ветром учения, опровергает на основании Священного Писания заблуждения штундистов, обращается к заблудшим со словом вразумления, а пастырей призывает к усиленному возделыванию нивы Христовой, требуя от них, чтобы они к каждому члену своей паствы прилагали попечение «как кормилица к своему дитяти» (1 Сол. 2:7).

По распоряжению преосвященного Доната при местной семинарии были открыты (с 16 октября 1890 года) миссионерские курсы, «имеющие целью практическое подготовление будущих деятелей в борьбе прежде всего со штундой, а затем – и с другими религиозными заблуждениями, посягающими на православие в местной окраине Русского государства». Кроме курсов, при семинарии был учрежден и особый миссионерский Комитет, имеющий целью содействовать миссионерскому делу, поскольку оно выходит за пределы учебно-воспитательных занятий на курсах.

Зная настоящую цену церковно-приходских братств как мощной силы, спасшей Православие в его борьбе с иноверными влияниями – латинством и лютеранством, преосвященный Донат весьма ценил остатки таких братств в Подолии, всеми мерами старался поддержать старые братства и открывать новые. Вот почему у него одного из всех подольских архипастырей встречаются назидательные поучения «к братчикам и сестрам церковных братств». В одном из них архипастырь, выясняя важные взятые на себя обязанности теми и другими, убеждает их свято исполнять свой долг, в другом хвалит старинный обычай братчиков и сестер стоять с возженными свечами во время богослужений и при встрече преосвященных.

Одобряя церковные братства в приходах и считая их необходимыми особенно там, где православное население соприкасается с иноверцами, преосвященный Донат заботился не только о поддержании старинных церковных братств в Подолии, но также и о преобразовании их, чтобы они могли удовлетворять новым потребностям религиозной жизни.

Архипастырь также заботился об исправлении непорядков, допускаемых при совершении некоторых Таинств и требоисправлений. Так, слыша, что некоторые священники изредка здоровых детей крещают не погружая, а только обливая; что опускают в чине совершения таинства водоосвящение, а взамен его вливают богоявленскую воду, а также опускают в чине крещения отречение от сатаны и заклинательные молитвы; а прихожане-восприемники нередко являются с младенцем для крещения в церковь или на дом священника и требуют от священника поспешности и сокращения чина крещения под предлогом болезни ребенка, – преосвященный Донат предписывает уничтожить эти беспорядки.

На время правления преосвященного Доната пришлись две значительные даты: 900-летие Крещения Руси (1888 г.) и 50-летие воссоединения униатов с Православной Церковью (1889 г.), которые Подоль, под руководством своего архипастыря, отпраздновала достодолжным образом. По поводу второго юбилея можно сказать, что еще за несколько недель до времени празднования (8 июня) священники, по распоряжению начальства, старались ознакомить прихожан со значением праздника посредством бесед и исторических поучений, пропечатанных как в церковных, так и местных ведомостях. Накануне праздника служились по всем церквям панихиды по почившим деятелям воссоединения униатов, а в сам праздник, кроме торжественных служб, были и крестные ходы из окрестных сел в места, где есть католические костелы и где наиболее некогда было униатов. По окончании служб церковных устраивались при церквях братские трапезы, на которых священники в простых беседах выясняли прихожанам подробнее значение юбилея.

Кроме этих событий, при преосвященном Донате были торжестенно отпразднованы 50-летие существования Барского монастыря в Православии (июнь 1887 г.), 25-летие Каменецкого женского духовного училища (1889 г.), а также 25-летие семинарии в новых зданиях (1890 г.).

13 декабря 1890 года преосвященный владыка, «благостнейший» архипастырь, многоплодно потрудившийся на пользу вверенной ему Подольской епархии, был призван к более трудному подвигу служения церкви в Литве в сане архиепископском. На прощание как духовенство, так и светское общество устроили преосвященному Донату прощальные трапезы. При отъезде высокопреосвященный Донат благословил духовно-учебные заведения иконами, своим почитателям роздал на память свои фотографии, а народу – крестики и печатные листки. Архипастырю же на прощание поднесли альбом подольских архиереев, а также икону Спасителя с вычеканенной на ней надписью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Эта надпись по отношению к Подолии и владыке Донату имеет то значение, что при нем архипастырская любовь к пасомым проявилась в такой силе и степени, что все пасомые, воздавая ему полной взаимностью, по справедливости называли его «ангелом мира и любви».

Газета «Одигитрия»
Протоиерей Алексий ИРОДОВ

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет