православные песни

главная >> история >> история Подольской епархии >> Форпост Православия над рекою «Бог»
Форпост Православия над рекою «Бог»

На высокой, обласканной солнцем Старовинницкой горе, любуясь своим отражением в спокойных водах реки под названием «Бог»*, раскинулся подольский новый город, отличавшийся от старого крутизною замковых стен и башен, более крепкими крепостными стенами, глубокими рвами и высокими валами. Всем своим видом он старался уподобиться Христову Иерусалиму: здесь был поток, впадающий в реку, долина, деревья, сады и гора, похожая на Елеонскую, которую венчали купола Свято-Вознесенского монастыря.

Внизу же, у самого берега, в низких хибарках, утопая в проблемах вещного быта и вечных поисках пропитания, проживали евреи Иерусалимки. Мусульмане-турки тут хозяйничали полвека и оставили по себе базарную площадь и странные названия улиц и кварталов. Поселенцы греки основали здесь свои цехи, а богач Кумбари построил хоромы на взгорке, чтобы любоваться красотой Подольской земли. Как раз напротив Свято-Вознесенского монастыря гордо встал Польский кляштор (католический монастырь) с костелом и иезуитскими коллегиями, широкими мурами и грозным замком.

Город издавна облюбовали купцы и чумаки те, что не раз ходили в Крым и Червонную (Подкарпатскую) Русь за солью, да из варяг в греки. Он, обжитый мещанами, казаками и студентами жил на свой лад, по старой дедовской христианской традиции, принимая друзей и отражая врагов. А врагов у него было немало: завистливое око печенегов и половцев, татар и турок, литовских рыцарей, польских феодалов и немецких баронов не раз заглядывало за паркан. Поэтому народ теснился в братства, создавал отряды и артели, чтобы жить и защищаться от колонизаторов и иноземных вторжений.

Это всегда был студенческий город: то тут, то там открывались здесь братские школы, в том числе и высокие, дававшие образование всем, несмотря на пол и возраст и удивлявшие иноземных путешественников. Самое старое православное братство Космы и Дамиана удерживало в городе ряд школ, некоторые из которых просуществовали более двух столетий.

А когда винницкие иезуиты с 1613 года основали в Виннице свой коллегиум со школой грамматики и поэтики (1630) и риторики (1632), как противодействие этим действиям, Петр Могила закладывает одновременно с Киевским коллегиумом другой коллегиум при Винницком Братском (Вознесенском) монастыре; этот центр украинской культуры в Виннице встречает большую материальную поддержку верхушки винницкой мещанской громады. Итак силами известного деятеля украинской культуры Петра Могилы и брацлавского воеводы Михаила Кропивницкого при Братском Свято-Вознесенском монастыре, одновременно с Киевским и Кременецким, открылся в 1632 году высший православный коллегиум, в котором, как и в Острожской Академии на Волыни, работали отечественные и иноземные педагоги: греки, сербы, болгары, поляки (Кальнофойский, Ивашкевич, Почарский, Литопольский и др.). Коллегия попечительствовала развитию высоких наук и искусств, однако первая высшая школа на Подолье, родная сестра Киево-Могилянки, просуществовала всего семь лет (до 1639 года) и отнюдь не из-за недостатка сочувствия местного населения. Стараниями по соседству расположившихся иезуитов и по приказу польского короля Владислава IV-Вазы — православный вуз был закрыт, студенты распущены. Преподаватели уволены. Польская шляхта, насаждавшая во всем Понизье унию и католицизм огнем и мечом, расправлялась с просвещением края; особенно побаивались паны людей из простонародья, которые умеют читать свое письмо.


 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет