православные песни

главная >> святыни и монастыри Подолья >> монастыри
Греческий монастырь на Подолье
Греческий монастырь на Подолье

 

Православная вера ещё до прихода Святого Крещения на Русь распространялась из Византии в нашем крае через греческие колонии, располагавшиеся вдоль Днестра. Здесь проповедовали свв. Кирилл и Мефодий и основывали первые храмы на Подолье. Память о самой древней из греческих церквей сохранилась в народном предании.

 

Возле реки Лядово, впадающей в Днестр, греки основали свой город Ярышев. На правом берегу реки Лядово ими была выкопана подземная церковь. Сколько времени просуществовал этот храм неизвестно, но во время одного из осенних разливов реки он был затоплен. В память об этом местность в народе стала называться Зарытков.

В 13 веке столицей Подолья становиться город Бакота, располагавшийся на берегу Днестра. В нём было греческое поселение, знаток истории Церкви подольский епископ Димитрий в конце 19 века писал, что «выходцем из подольского города Бакоты был святой Кирилл ІІ, митрополит Киевский, из греков». О нем повествует Лаврентьевская летопись: «В лето 1224 поставлен бысть митрополитом в Киеве блаженный Кирилл гречин», как пишет летописец: «учителен зело и хитер учению божественных книг». Митрополит Кирилл сыграл большую роль в сохранении цельности Киевской Руси.

Кроме Днестра поселения греков встречались и на других реках Подолья. В 19 веке была найдена старинная карта, на которой упоминался «грецький монастырь», распологавшийся на берегу реки Ушицы, рядом с местечком Соколец. В лесу, под самой горой, на скалистой площадке находился целебный источник, называемый в народе «Свята Криничка», а рядом с ним в скале были пещеры, в которых уединялись греческие отшельники.

С 16 века центром греческого поселения стал основанный «молдавским володарем» Иеремией Могилой г. Могилев. Город часто подвергался опустошениям и лишь в 1754 году православными греками, сербами и болгарами была построена Никольская церковь. Храм имел вид креста, он являлся одним из древнейших на Подоле каменных храмов, построенных под влиянием византийско-афонской архитектуры. Венчали храм пять куполов.

Не долго в этом храме длилось православное богослужение: в 1754 году греко-католики униаты захватили его изгнав священников и прихожан. Православные греки терпели неудобства, не имея своего храма и были принуждаемы властями к принятию унии. Для исполнения треб, не желая общаться с униатами, они обращались к православному священнику города Атаки в Бессарабии.

В 1761 году могилевские греки обратились в Афонскую Лавру св. Афанасия с просьбой прислать им духовного пастыря из братии Лавры. В течение 40 лет с Афона приезжали игумены и монашествующие для окормления верующих, как православных греков, так и всех нежелавших принять унию.

Первым игуменом, прибывшим с Афона в Могилев, был Игнатий. Разрешение на постройку церкви греческий приход получил ещё в 50-х годах 18 столетия, но местные униаты всячески препятствовали началу её строительства. Игнатий обратился за покровительством к русскому фельдмаршалу графу Румянцеву, чтобы он испросил у польского короля Станислава-Августа разрешение на открытое отправление православных богослужений. Тяжба о строительстве храма длилась 10 лет и лишь в 1772 году состоялось освящение храма в честь св. Георгия Победоносца молдавским архиепископ Иоакимом. Деревянных храм был сооружён в форме дома. При нём жили афонские игумены и архимандриты, поэтому он получил название монастыря.

Преемником игумена Игнатия стал архимандрит Савва. Вслед за ним службу в храме совершал архимандрит Геннадий. Им с Афона были привезены святыни Православного Востока. В серебряных ковчежцах с греческими чеканными надписями хранились частицы крови св. вмч. Георгия, мощи св. бессребреников Косьмы и Дамиана и прп. Михаила Синаитского. Также он приобрёл для храма виноградный сад. До конца жизни архимандрит трудился при церкви, и здесь же нашёл место своего упокоения в 1788г.

В 1793г. в Могилев прибыл архимандрит Давид. Так как к тому времени церковь была уже очень ветхой он совершил поездку в Петербург и обратился с прошением к Священному Синоду «о возобновлении Георгиевской церкви». Не закончив этого начинания архимандрит Давид почил в Каменецком Свято-Троицком монастыре.

После архимандрита Давида в 1800 году с Афона прибыл архимандрит Пахомий, возобновивший просьбу своего предшественника. По решению Синода Подольской епархии было поручено собрать сведения о количестве греческих прихожан. Оказалось, что храм посещало много православных других национальностей, которым было сложно понимать греческую службу. В связи с этим греческий монастырь было решено закрыть, а храм сделать приходской могилёвской церковью с ведением служб епархиальными священниками. Завершив при храме своё служение архимандрит Пахомий вернулся на Афон.

В 1808 году в Могилеве на месте старой церкви был заложен ныне существующий 5-купольный каменный храм в честь св. Георгия. Строительство храма длилось долго, т.к. он имел очень сложную архитектурную конструкцию. Огромные пролёты сводов были сложены из бутового камня и в процессе строительства несколько раз разрушались.

Через 12 лет храм был построен, для его украшения греческие иконописцы города Нежина написали 5-ярусный иконостас. В храме хранились многие православные святыни, собранные благочестивым усердием бывших здесь настоятелей: напрестольный кипарисовый крест с частицей Животворящего Древа Господня, часть руки вмч. Федора Стратилата, пожертвованная грекам Могилева в 1742 году и часть кости вмч. Пантелеимона и мч. Мины.

Особо прихожане чтили муч. Исидора (14 мая, ст.ст.) — в храме, в позолоченном окладе, хранилась его честная глава. Древние святыни, украшенные резьбой по перламутру иконы, паникадила работы восточных мастеров, шитые золотом и серебром греческие священнические облачения — всё это создавало атмосферу храмов святого Афона.

В 1869 году на месте обветшавшей деревянной, была построена новая 3-х-ярусная каменная колокольня. В ней в 1870 году была устроена тёплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1888 году заботами и на средства купца Леонтия Рощанова была открыта церковно-приходская школа. В это время настоятелем храма был священник Кирилл Широтский. В начале ХХ века в храме служил священник Руданский А. А. Он являлся членом Подольского Церковного историко-археологического общества, вёл переписку с Львом Толстым, пытаясь вернуть писателя в лоно Православной Церкви.

Служба в храме продолжалась до начала 30-х годов 20 века. Впоследствии храм был закрыт и открывался на короткое время в период фашистской оккупации. Постоянное богослужение началось с открытия храма в конце 50-х годов.

В 40-50-х годах в храме настоятельствовал старец о.Тимофей. Терпя нужду, и не имея своего жилья, он жил в колокольне храма. Отец Тимофей служил в Свято-Георгиевском до конца своих дней; почил и погребён возле храма.

С 1961 года настоятелем храма был протоиерей о.Сергий Мартынюк. Придя в 30-х годах в Почаевский монастырь в эти тяжёлые для нашей Церкви годы испытаний, он прошёл путь от послушника до священника. Начав своё духовное образование в Почаеве, о. Сергий продолжил его в России. В период хрущёвских гонений этому священнику пришлось возрождать разорённый Свято-Георгиевский храм, вести реставрационные работы, росписи храма. Уничтоженный большевиками греческий иконостас восстановить не удалось. Новый иконостас был собран из икон, спасённых верующими из разрушенных храмов Подолья. Отец Сергий был настоятелем храма в течение 20 лет до 1980 года. С 1983 по 1999 г. в храме служил протоиерей Мефодий Весёлов, а с 2000 года здесь служит его сын протоиерей Александр.

Память о греческом монастыре и поныне хранится православными прихожанами г. Могилева и они называют Георгиевский храм греческим. В народе живет вера, что исчезнувшие в 30-х годах святыни храма до сих пор сокрыты в нём «под спудом» и в своё время, милостью Божией, будут явлены для укрепления верующих и напоминания о духовной связи подольской земли со Святым Афоном.

Ростислав МОЦПАН
храм свщмч. Владимира

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет