православные песни

главная >> образование на Подолье
Образование на Подолье

В период царствования Царя-Мученика Николая II большое внимание уделялось церковному образованию. Государство всячески поддерживало создание церковно-приходских школ, выделяя на это большие средства. На праздновании 100-летия присоединения Подолья к России настоятель Каменецкого кафедрального собора священник П. Викулин говорил: «Школа русская, школа православная, церковно-приходская, любимая народом и поддерживаемая правительством, высочайше вверенная заботам православного духовенства, испытанного веками носителя самобытности культуры русской, православной, пользуется всеобщими симпатиями, проникает в отдалённые места, глухие деревни, будит народное самосознание, воспитывает его в патриотизме, духе православия, в началах исконной самобытности народной».

Из отчёта Подольского губернатора царю за 1912 год указывается: «Народное образование главным образом находится в руках духовенства. В 1727 церковно-приходских школах Подолья обучается 76675 детей». Из отчёта следует, что Подольская епархия занимала первое место в Российской империи по количеству церковно-приходских школ и второе место по количеству учащихся в них.

Центром образования на Подолье была Каменецкая Духовная Семинария. Её ректор — кандидат Московской Духовной Академии, протоиерей Малиновский Н.П. Кроме специальных дисциплин (церковная и библейская история, обличительное богословие, литургика, гомилетика и др.) семинаристам преподавались греческий, латинский, еврейский, французский и немецкий языки, физика, математика, русская словесность с историей литературы, всеобщая история, логика, психология, философия и дидактика. Все преподаватели Семинарии были кандидатами Киевской, Московской, Петербургской духовных Академий.

Для подготовки к поступлению в Семинарию в нашем крае были созданы 4 мужские духовные училища: Тывровское, Тульчинское, Привороцкое и Шаргородское. Существовали и женские духовные училища: Каменецкое, Тульчинское, Немировское и Браиловское. Здесь, кроме обязательных предметов, учащиеся проходили курс географии, естествоведения, чистописания, церковного пения, французского языка, рисования, рукоделия, гигиены.

Заботясь о подготовке учителей для начальных церковно-приходских школ, в начале ХХ века в Виннице духовенство Подолья создало церковно-учительскую школу, которая имела 40 десятин земли, занятых под сад, огород, пасеку и полевое хозяйство. Заведовал школой священник Владислав Янса. Принимали в неё после 2-х начальных классов, обучение продолжалось 3 года. При школе существовала образцовая 2-класная церковно-приходская школа, где будущие учителя присутствовали на занятиях и сами преподавали под руководством своих наставников. По окончании школы учащиеся сдавали конкурсные экзамены. Выпускники направлялись епархией на приходы, для создания новых церковно-приходских школ и для преподавания в уже существующих.

Государством оказывалась большая поддержка Винницкой учительской школе. Даже в начале I мировой войны, в 1914 году, когда в школе обучалось 85 учеников, из городского бюджета на нужды школы было выделено 7482 рубля, а из государственного — 20935 рублей.

После революции 1917 года школа была закрыта. В 30-е годы многие преподаватели и учащиеся школы были репрессированы.

Так, в начале XX века в нашем городе была уничтожена педагогическая школа, готовящая церковных учителей, призванных нести православную духовность нашему народу. Сейчас, в начале XXI века, учебные заведения Винницы готовят только светских учителей, которые не знают своих православных духовных корней, зачастую увлекаются язычеством и чуждыми нашей земле верованиями — и с этим багажом знаний идут к нашим детям.

Автор данной статьи Ростислав Моцпан.

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет