православные песни

главная >> святыни и монастыри Подолья >> храмы Винниччины
Пятничанский храм Рождества Богородицы
400 лет назад рядом с Винницей появилось новое селение, названное Пятничаны по имени его первого владельца пана Мыська Пятничанского. Как упоминает опись 1552 года, в это время здесь проживало всего 42 человека православных селян, занимавшихся выращиванием пшеницы. В то время пятничанцы посещали службу Божию в Покровской церкви Винницкого замка. В начале 18 века приход на свои средства начал строительство деревянного храма в честь Рождества Божией Матери.

 

1 апреля 1732 года, как свидетельствовала вырезанная на крыльце храма надпись, церковь была освящена винницким священником Красовским в честь Рождества Богородицы. Церковь соорудили в древней традиции подольского храмового зодчества. По осы с востока на запад установили три сруба. Над ними были возведены покрытые гонтом купола, увенчанные главками-луковками с кованными крестами.

В скором времени по завершении строительства церковь захватили униаты. Но 29 августа 1794 года православные миряне Пятничан во главе с настоятелем священником Иоанном Дерманским вернулись в лоно Православной Церкви.

С присоединением Подолии к России Пятничаны становятся крупным поселением, поэтому возникла необходимость расширить деревянный храм, и в 1814 году к нему пристроили ризницу, а внутри устроили хоры для певчих. В 1826 году для церкви был написан новый 4-х-ярусный иконостас. В 1861 году к церкви добавили притвор с 18-метровой колокольней. Вокруг храма, что распологался посреди сада, построили причтовые помещения.

Ещё в 1865 году при поддержке графов Грохольских при храме была построена деревянная церковно-приходская школа, одна из первых в нашем городе. В это время приход насчитывал 1610 прихожан, имел свою усадебную, пахотную и сенокосную земли.

По устному народному преданию, на одной из стен храма было явление Божией Матери. Тогда, узнав об этом событии, православные верующие из окрестных селений приходили помолиться в храм Рождества Богородицы, и некоторые из них утверждали, что тоже видят образ Пречистой Девы.

Деревянный пятничанский храм являлся историко-архитектурным памятником и украшением нашего города. С годами старый храм ветшал и не мог уже вместить всех верующих. В начале 20 века было принято решение о строительстве нового каменного собора, для которого выбрали живописное место недалеко от берега реки. Храм расположился возле основной дороги, ведущей в город. Рядом находилась паромная переправа через Южный Буг, благодаря чему люди с другого берега (ныне р-н Киевской) тоже могли посещать богослужения.

О том, как строился храм, сохранилось мало сведений. Возможно, проект был сделан городским архитектором Артыновым в 1900-х годах. Строительные работы выполняла артель старообрядцев (руководил немецкий инженер). Пока еще точно не известна дата освящения нового каменного храма. О его строительстве мы находим краткое упоминание в газете «Православное Подолье» за 1 июня 1912 года. В ней описывается объезд храмов епархии епископом Каменец-Подольским Серафимом: «В предместье Винницы Пятничанах старый деревянный храм очень ветхий и построен вчёрне новый каменный».

Предположительно храм был освящен в 1913-1914 году. Первые службы в нем начались в период Первой мировой войны. Сюда из старой деревянной церкви были перенесены иконостас и иконы. Одна из них находится и поныне в храме — это список 18 века древней чудотворной иконы Божией Матери Барской.

Деревянный храм просуществовал до 1920 года, и как памятник архитектуры был изучен Киевским отделом охраны памятников старины. Киевские исследователи произвели обмеры и сделали фотоснимки. Чтобы сохранить храм, верующим предложили передать его приходу Слободы-Шереметской. Старинная церковь была подготовлена к переносу, но что произошло дальше — неизвестно. В Слободе-Шереметевской она так и не появилась. По некоторым сведениям храм сгорел, но вероятнее всего, был разобран на стройматериалы.

В 1922 году большевистская власть начала активную политику по ликвидации церквей. Были назначены уполномоченные по изъятию церковных ценностей. Им предписывалось: а) изъятие производить по возможности внезапно, б) лиц, ведущих агитацию, арестовывать и направлять в губчека.

В 30-х годах настоятель церкви был арестован, а сельсовет колхоза Пятничан принял тайное решение о закрытии храма. Все было устроено так, чтобы верующие не могли оказать сопротивление безбожным властям. Вечером Богородичный храм был окружен цепью солдат, а активисты-комсомольцы во главе с председателем сельсовета ворвались внутрь и принялись уничтожать святыни: срывали иконы, ломали иконостас. Четыре человека пытались скинуть крест с центрального купола, но смогли только согнуть его. С колокольни были сброшены все колокола. Когда упал самый большой колокол, в земле образовалась большая воронка и в окрестных домах выбило оконные стекла.

После разорения в церкви организовали зернохранилище. Пытались сделать в алтаре хлебный магазин, но люди не посещали его. В 40-х годах купол разобрали и устроили в храме сельский клуб.

В период Великой Отечественно войны, в 1942 году, оккупационные немецкие власти использовали церковь для сбора молодёжи, отправляемой в Германию. Старожилы рассказывают, что некоторые спасались, убегая через подземный ход, находящийся под храмом.

После освобождения города советские власти по просьбе верующих разрешили эксплуатацию храма, потребовав налог 5000 рублей. Прихожане собирали деньги за аренду по всем улицам Пятничан и среди верующих Винницы. Начались службы, но люди мало посещали богослужения: кто-то боялся репрессий, а кто-то никак не мог забыть о том времени, когда от стен церкви увозили молодежь в далекую Германию. Но несмотря на это и благодаря стараниям настоятеля Рождества-Богородичной церкви протоиерея Мелетия, с каждым днем прихожан становилось все больше. Большую помощь отцу настоятелю оказывал пожилой прихожанин Андрей Мысак, взявший на себя труд приходского старосты. До конца своей жизни о. Мелетий служил в пятничанском храме. Здесь же он был погребен. Его могилу можно увидеть недалеко от стен церкви.

Cохранилось мало сведений о жизни прихода в 50-е годы. Сегодня нам известны только имена клириков, служивших здесь: о. Константин, о. Петр, диакон Михаил.

В 1962 году в Виннице был закрыт Преображенский кафедральный собор, в стенах которого устроили Дом физкультуры. Иконостас, иконы и церковную утварь верующие перевезли в Пятничанский храм, и с этого времени храм Рождества Богородицы стал кафедральным собором города. Здесь совершали богослужения епископы Алипий (70-е годы) и митрополит Агафангел (1975-1991; ныне митрополит Одесский и Измаильский). Службы в соборе проводились ежедневно. В 70-80 годах здесь было два престола — в честь Рождества Богородицы и святого Иоанна Богослова.

В связи с закрытием Свято-Преображенского собора пятничанский приход значительно увеличился. Из отчета отдела по делам религий известно, что на Пасхальном богослужении в 1979 году здесь было 3000 человек.

В 70-х годах настоятелем храма был ныне покойный архимандрит Власий (в схиме — Макарий), а в 80-х — о. Стефан (Синюк).

При владыке Агафангеле в соборе провели капитальный ремонт. В 80-х годах проводились росписи храма. Первоначально центральная часть храма была расписана по образцу Владимирского собора в Киеве. После возникших повреждений, в канун празднования тысячелетия крещения Руси, сделали новые росписи в древней каноничной традиции по образцам фресок Великого Новгорода, Рождественского собора Ферапонтова монастыря знаменитого иконописца Дионисия. Центром росписи стал образ Божией Матери «Одигитрия», окруженный изображениями ангелов и святых.

В эти годы собор стал центром духовной жизни города. Здесь начинали свое воцерковление в то время молодые прихожане, а ныне архиереи — архиепископ Нововолынский Симон, епископ и наместник Глинской пустыни Пантелеимон, архиепископ Митрофан — управляющий делами Киевской митрополии.

В память о своем служении в пятничанском соборе митрополит Агафангел оставил здесь мощевик, в котором находятся частицы мощей св. вмч. Пантелеимона Целителя, св. вмч. Георгия Победоносца и других великих святых православного мира. Украшение храма — 4-х ярусный иконостас, над Царскими вратами которого находится почитаемая святыня храма — список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери.

С 1991 года в храме Рождества Богородицы настоятельствует протоиерей Алексий Мельничук. Много сил прилагает о. Алексий к поддержке благолепия храма, к духовному окормлению прихожан, к воспитанию в вере православной молодежи.

Рождество-Богородичный храм дорог верующим и внешней красотой, и богатой историей, и как образ, перенесенной через тяжелые годы испытаний веры Христовой.

Газета "Одигитрия"
Ростислав МОЦПАН
храм свщмч. Владимира

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет