православные песни

 
Предание о подольских отшельниках с. Субочь
конце ХІХ века настоятель Свято-Покровского храма с. Субочь о. Иосиф Сулковский решил осуществить давно задуманное им паломничество. Отслужив праздничную Пасхальную Литургию, исполненный духовной радости и желанием потрудиться Воскресшему Господу, отец Иосиф отправился к пещерам древних отшельников, историю которых он много раз слышал от своих прихожан. Вот как сам священник описывал это событие:

«Наслышавшись от старожилов села, что в скалах на берегу Днестра был монастырь, в котором жили святые, и желая проверить эти рассказы, в день Светлого Праздника это опасное предприятие я совершил в сопровождении слуги, указывавшего путь, и двух моих родственников — семинаристов, проводивших у меня пасхальные каникулы.

После многих опасностей и тревог, пробираясь по обрывистой, едва заметной дороге, мы наконец-то благополучно добрались к пещерам и, вошедши в одну из них, по какому-то таинственному внушению, начали петь радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых!», а затем и многие другие песнопения пасхальной службы. Чудный вид открывался отсюда на Днестр и прилегавшую к его правому берегу, в этом месте, лесистую Бесарабию.

Начав осматривать сами пещеры, мы увидели, что все здесь сделано рукой человека. Первая из них довольно большая, так что в ней свободно может поместиться 12 человек. Косяк двери в пещеру очень хорошо обтесан из цельного камня скалы. С правой стороны у входа в большую пещеру в камне высечен круг, в центре которого рельефный 4-конечный крест. В самой пещере было также немало высеченных на стенах изображений креста и надписей, большей частью значительно пострадавших от времени и покрытых плесенью. На правой стороне большой пещеры были высечены два четырехконечных креста, с копьём и с губою на шесте каждый.

Изучив большую пещеру, мы заметили, что при ударе по полу ее получается звук пустого пространства, поэтому возникает предположение, что под полом пещеры есть еще одно сокрытое помещение, возможно использываемое отшельниками как усыпальница.

Вторая пещера настолько мала и настолько низка, что в ней с трудом могут поместиться три человека. Пройдя 10 сажен к югу от пещер на скале довольно высоко можно увидеть вырезанную славянскими буквами под титлами следующую надпись: «Бог Господь и явися нам», которая имеет сходство с древними надписями большой пещеры.

Осмотрев достопримечательности сего места можно сказать, что лучшего и более удобного места для молитвы и благочестивых размышлений и желать невозможно. Величественные скалы, как бы одна на другую нагроможденные, довольно большая река и журчащий невдалеке маленький водопад, без сомнения больше всего могли расположить и к познанию величия Творца, и к сознанию человеческой немощи.

После описанного посещения я не был в пещерах, но конечно не отказался посетить их с человеком более меня сведущим и любознательным. Ведь путь туда с каждым годом становиться затруднительней и опасней.

По преданию окрест- ных крестьян, отшельники, жившие в пещерах, были заняты не только молитвой, но и усердно и умело выделывали холст; народ очень трогательно упоминает о той помощи, которую отшельники оказывали и богатым и беднякам в своем умении ткать. Обыкновенно с вечера люди приносили пряжу к колодцу, из которого праведники утоляли жажду, и оставляли ее на камне. Через некоторое время на том же камне появлялось уже готовое полотно. Чтобы не вводить приносящих пряжу в соблазн, отшельники никогда не брали за один раз больше пряжи, чем мог доставить один человек. В благодарность за выделку благочестивым ткачам на камне оставляли хлеб и деньги. Хлеб, как пищу, они принимали, но деньги всегда оставались на месте.

Этот колодец существует и теперь, находясь на том месте скалы, откуда начиналась тропинка к пещерам. Вода в нем, по верованию народа, обладает целительной силой в глазных болезнях. Нередко возле него можно видеть восковую свечку, оставленную в благодарность за исцеление. Кроме этого народ свято верит, что если в этом колодце во время засухи освятить воду, Господь непременно подаст дождь земле жаждущей. Не раз во времена страшных засух крестьяне обращались с просьбой об освящении в этом колодце воды, пишущему эти строки, и он может засвидетельствовать, что по вере нашей — было нам».

По материалам Подольских Епархиальных ведомостей (№26, 1887 г.)
подготовил Ростислав МОЦПАН
храм свщмч. Владимира.

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет