православные песни

главная >> святыни и монастыри Подолья >> монастыри
Винницкий Вознесенский монастырь в XVII

В начале ХVІІ века, вскоре после принятия Люблинской церковной унии, в защиту Православия возникают церковные братства. О дате основания братского Вознесенского мужского монастыря сохранились обрывочные сведения. О нем указывает преосвященный Амвросий в своей книге «История русской иерархии». Это ноябрь 1631 года. Другой автор в книге о русских монастырях указывает, что в Виннице, в 1616 году, был мужской монастырь.

Вознесенский монастырь был построен братствами города на обрывистом берегу Буга (ныне территория школы №3). В 1632 году при монастыре усилиями митрополита Петра Могилы был создан православный коллегиум, готовящий священников и церковных учителей. Сюда для преподавания были направлены лучшие преподаватели Киевской Лаврской школы. Среди них Афанасий Кальнофойский — монах Киево-Печерской лавры, сподвижник Петра Могилы, который преподавал в коллегиуме в период с 1632 по 1639 год. В это время в нашем городе им была написана книга, ставшая выдающимся памятником церковной истории: «Тератургима или чудеса, что были как в самой чудотворной Печерской церкви, так и в обоих святых пещерах…». Кроме 30 поэтических эпитафий известным людям, погребенным в Киево-Печерской Лавре, здесь описаны 64 чуда, происшедшие в Лавре с 1594 по 1638 год. Автор использовал записи как самого Петра Могилы, так и монахов монастыря, свидетельствующих о святости Православной Церкви. Книга кроме описания чудес имела богословский характер, направленный против униатства, поэтому была написана на польском языке. В 1638 году «Тератургима» была издана в Лаврской типографии с благословения митрополита Петра.

Уже в ХІХ веке книга стала редкостью и дошла до нас в копиях. Также отцом Афанасием в Винницком монастыре в 1638 году была написана ещё одна книга — «Парергон чудеса с образа Пресвятой Богородицы в Купятницком монастыре».

Вместе с о. Афанасием с 1632 по 1638 год преподавал в православном коллегиуме Почанский Софроний, закончивший Киевскую братскую школу. Автор посвящения Петру Могиле «Евхаристион или благодарность…», преподнесённый митрополиту на Пасху 1632 года.

В обучении студентов принимали участие монахи монастыря. Одним из них в 1635 году по просьбе Михаила Кропивницкого, Брацлавского подсудка (писаря), для борьбы с наступающей унией на польском языке была написана рукопись под заглавием: «Показание Церкви истинной». Рукопись была зачитана на собрании коллегиума 8 июня 1638 года. Это был катехизис, излагавший истинность Православной Церкви людям, обманутым католической агитацией.

Преподавание проводилось по более широкой программе, чем допускали польские власти. За восемь лет своего существования при монастыре, православный коллегиум был в состоянии войны с католическими монахами и студентами. С самого основания коллегиума начались насилие и издевательства над православными преподавателями и студентами. Их называли «бунтовщиками». Между студентами католиками и православными часто происходили стычки, приводившие к кулачным боям. Польские власти всеми силами старались уничтожить монастырь. В связи с этим в 1639 году Петр Могила переводит коллегиум в Гощу — усадьбу своей родственницы, помещицы Раисы Саломорецкой, на Волыни.

В 1651 году, в период национально-освободительной войны Богдана Хмельницкого, Винница оказалась в центре событий. 11 марта к городу подошёл 12-тысячный авангард польского войска под командованием коронного гетмана Марцина Калиновского. Три тысячи казаков под началом Ивана Богуна укрепились в Вознесенском монастыре. Несмотря на явное численное превосходство поляков, в первой же битве они потеряли основные силы авангарда на Бугу у стен монастыря. «Тогда Богун, полковник Винницкий, под Винницким монастырем на речке Богу проломы поделавши, ляхов потопил», — лаконично отмечает летописец. Началась многодневная осада монастыря. Но по молитвам монахов и мужеством казаков многократные штурмы ни к чему не привели. Вскоре на помощь осаждённым Хмельницкий послал Уманский и Полтавский полки. Поляки в панике стали отступать, но настигнутые погоней в Якушенецком лесу, были уничтожены.

В конце ХVІІ века всякое упоминание о Вознесенском монастыре было уничтожено католиками, а сам монастырь — сожжён.

Изгнанные монахи в 1726 году, в предместье города Старых хуторах, построили монастырскую деревянную церковь святого мученика Георгия. Известно, что в 40-х годах ХVІІІ века игуменом монастыря был о. Пахомий Пасецкий. Сохранилось свидетельство о пострижении им в 1744 году монахини Таисии Касперской, насельницы Рожецкого монастыря. В 1751 году, по распоряжению Базилианского униатского ордена, монастырь при Георгиевском храме был закрыт, а церковь стала приходской.

Сейчас о славной истории Вознесенского монастыря напоминает только лишь ныне заброшенный памятный камень полковнику Ивану Богуну, воспетому в народных песнях лирников и кобзарей. «Тебя, славный полковник, не забудет народ никогда!» — сказал Хмельницкий Богуну после разгрома коронного гетмана Калиновского. Хочется верить, что наш народ вспомнит своих Православных просветителей, воинов, молитвенников, отдавших жизнь за сохранение Святой православной веры в нашем крае.

Ростислав Моцпан,
храм свщмч. Владимира

 

творческое объединение
"От сердца к сердцу"

расписание поездок

отчет